Жестокие русские народные
Первокласснику в одном учебном пособии в качестве задания предлагается проанализировать сказочку "Лиса, заяц и петух" (по версии А.Н. Афанасьева, собирателя сказок, издававшегося еще в 19 веке). Надо ответить на вопросы, описать характер героев с помощью предложенных эпитетов (лживая, хитрая, подлая, обманчивая и, соответственно, доверчивый, трусоватый, добрый, пушистый) и нарисовать картинку.
Сказку все помнят? "Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная; пришла весна красна – у лисицы растаяла, а у зайчика стоит по-старому. Лиса попросилась у зайчика погреться, да зайчика-то и выгнала..." Дальше зайчик идет по лесу, плачет, встречает зверей (собак, медведя, быка), которые интересуются причиной его слез и пытаются помочь товарищу, тряся кулаками и выкрикивая угрозы, на что лиса неизменно отвечает нагоняющей ужас фразой: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!». Звери пугаются и с позором уходят восвояси.
Но тут, на счастье, находится петух с косой...
"Подошли к избенке. «Кукуреку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!» А она услыхала, испугалась, говорит: «Одеваюсь...» Петух опять: «Кукуреку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!» А она говорит: «Шубу надеваю». Петух в третий раз: «Кукуреку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!» Лисица выбежала; он ее зарубил косой-то и стал с зайчиком жить да поживать да добра наживать."
У одного мальчика (подозреваю, что не у него одного) петушок симпатии не вызвал - "его ж по-дружески просили лису выгнать (в других интерпретациях так и было), а он ее, голубушку, того... Добро конкретно победило зло".
Мама этого мальчика пишет:
"Нарисовали поэтапно картинки трагедии (велено картинный план выдать), но лису пощадили - убегающий хвост нарисовали.
Потом Даня рассказал, что один мальчик прям так и нарисовал лису, лежащую под косой в луже крови.. Грит, похоже, будто она загорает - лапы раскинула, а под ней красное полотенце...
А сегодня про голодного волка читали. Как его лесные братья, которых он съесть хотел, но, по-старости, не смог, мутузили и издевались... Охарактеризуйте, мол, поступки злого волка... Какими словами его можно назвать?
Мож лучше про Карлсона б читали или Гулливера, я не знаю...
Есть же альтернативные способы пополнения и обогащения лексического запаса..."
Надо ли беречь ребенка от упоминаний или описаний сцен насилия, или, наоборот, дать ему как можно раньше представление о жестокости мира, называть вещи своими именами?
Помню, какое гнетущее впечатление произвело на меня, едва научившегося читать, сказка "Солдат и смерть". Там смерть укладывала солдата в гроб, а он все не так, как надо, ложился, чем довел ее до отчаяния. Обманул старуху, стало быть. Заканчивалась сказка жизнеутверждающе: "И долго после того он жил-жил на белом свете, да вот только на днях помер". И картинка небольшая: солдат, гроб с открытой крышкой, старуха-скелет с косой... Я бы не желал другим детям испытать в раннем возрасте такой страх.
А вот и картинка почти что в тему. Она создана иллюстратором Александром Уткиным для журнала «Русский репортер»:
В процессе работы над постом обнаружено два интересных сообщества в ЖЖ :
- Для тех, кто покупает детские книги через интернет
- Десткая книга
7 коммент.:
Очень популярно среди наших мамочек передавать из уст в уста, как вредно смотреть деткам заграничные мультики и как полезно смотреть наши, несущие добро и радость!... Русскую народную сказку "Волк и семеро козлят" я прочитала своему ребенку ровно один раз, скомкав окончание, где с потрясающими подробностями описывалось, как мама-коза разрезала волку живот ножницами (!!!), оттуда выскочили живыми и невредимыми семеро козлят (ну это слава богу!), потом наложила волку в живот камней (!!!) и зашила (!!!) Волк проснулся (мама родная, он все это время спал!!!), пошел попить воды к ручью, а камни его потянули вниз, он упал в воду и утонул!
Какой бред!
Что-то наподобие нашла я и в "Красной шапочке"...
Не знаю я, чьи сказки первичны, а чьи вторичны, но и про Красную шапочку, и про волка и семеро козлят и т.д. в английском фольклоре существуют точно такие же английские народные сказки! Но в них нет таких ужасающих концовок, нет жутких рассказов о кончине и издевательствах над отрицательными героями!
Так русские сказки у нас и не прижились, живем в Великобритании и русскому ребенку читаем английские сказки!...
Жуткую историю ты рассказала! В таком варианте мне "Красная шапочка" не встречалась. :)
Но факт остается фактом: некоторые сказки - это не сказки, а натуральные страшилки!
каждая русская сказка - к своему возрасту. сказки - это символы, которые передавались детям для приобретения жизненного опыта. к примеру, сказка о курочке-рябе является символизирующей смерть (курочка - смерть). звучит бредово, но тут разбираться нужно и читать немного самим родителям больше и понимать... сказки ведь не только для развлечения, они и к жизни детей подготавливали... когда-то давным-давно жизнь была более сурова, поверьте )) и те предания, что дошли до нас, они лишь это подтверждают...
а, вообще, сначала детям читать нужно "Репку" и "Колобка" - убывающая и растущая луна, а "Сказка о заюшкиной избушке" - о смене дня и ночи... Очень грустные сказки у Андерсена, кстати...
lena, что жизнь когда-то была сурова - верю; что в устном народном творчестве присутствует символизм - понимаю. Но ведь не зря существует несколько вариантов одной и той же сказки! Лично я предпочитаю мягкий вариант: символизм никуда не девается, а нервы у ребенка не расшатываются, психика не травмируется.:)
Отличная статья. Очень приятно наткнуться случайным образом в инет на родственную душу. Вот только надежда на рассвет российской ИТ индустрии тает с каждым годом.
Русские сказки жестокие? Я учу ребёнка английскому и читаю английские народные сказки в оригинале - и была в шоке, что в оригинале в сказке про трёх поросят волк сел двух из трёх. Сказка про Titty and Tatty Mouse - Titty Mouse умерла, Tatty Mouse её оплакивала - и в конце мужчина сломал шею - всё упало - и погребло бедную Tatty Mouse. Где здесь добро и мораль?
Отправить комментарий