О русском языке

Глядя на то, какой ажиотаж вызвал Тотальный диктант, не могу отделаться от светлой грусти, порожденной осознанием своей к нему непричастности. :) То тут, то там читаю отзывы энтузиастов, участвовавших в этом мероприятии, и радуюсь за них, и горжусь ими.

Я хорошо знаю русский язык, и если где и допущу какую-то ошибку, то это, скорее всего, будет ошибка пунктуационная - в пунктуации слишком много нюансов, да еще присутствует элемент авторской субъективности, как справедливо заметила Елена Воронина в своем отчете.

Но моя светлая грусть порождена еще одним обстоятельством. Дело в том, что мою врожденную  грамотность, к великому сожалению, не переняли мои дети. Такое впечатление, что грамотность досталась им одна на двоих: бОльшую часть повезло отхватить дочке, сына наградили остатками.

Однажды один мой коллега поделился со мной своим горем: его сын, также не унаследовавший папиной высокой грамотности, сделал в фамилии "Циолковский" две ошибки: он написал "Цеалковский". Меня, тогда еще бездетного, это очень развеселило. Разве я мог тогда предположить, что столкнусь с такой же проблемой!

Как бы вам поточнее описать её масштаб?

Пропущенные буквы и недописанные до конца слова, имена собственные с маленькой буквы, фатальное нежелание проверять безударные гласные, хаос в падежных окончаниях - вот авторский стиль моего наследника. Зачитывать вслух написанные им диктанты было бы пыткой для окружающих, если бы они одновременно не вызывали здоровый смех.

Из того, что прямо сейчас пришло на память - его наречие "застенчего".  Класс!
Из устного творчества: "раздлинитель".  

Или вот еще: в словосочетании "преодолевать препятствие" трудность могут представлять приставки, верно? Сын, вероятно, об этом подозревал. Он написал: "преодАлевать препяДствие".

А вы говорите - "тотальная грамотность".

Циолковский
 Отец русской космонавтики, К.Э.ЦЕАлковский

О том же:
- Диктант "Пожарные собаки"
- Ловцы рыб
- Морье! Ты слышишь, морье...


10 коммент.:

Елена Воронина комментирует...

А мы говорим «тотальное творчество»! Сын молодец.

1. Есть в родительном падеже вопрос к слову ЧЕГО? Есть. Правильно, так и отвечаем: «застенчЧЕГО». Что не так?

2. Ребёнок препятствию сказал ДА. То есть быстренько нейтрализовал его с целью привлечь на свою сторону, чтобы достичь согласия в дальнейшем. Мудрый психологический ход. «Да, я тебя взял!»

3. Буква Д в слове «препяДствие» отражает титанические усилия отпрыска. Он боролся с этим, пересиливал и переваливался. Было труДно.

Геннадий, тут радоваться надо, что такой дивный мальчик у Вас удался: весь внутренний мир ребёнка на ладони.

ЧУМработница комментирует...

Гена,ты знаешь,всё еще может перемениться к лучшему. У моего сына любовь к русскому языку появилась не сразу. Сначала было что-то похожее на описанное тобой выше. Да ещё классный руководитель у Дениса, учитель русского языка, никак с ним не могла найти общий язык. Это непонимание плавно распространялось и на его отношение к русскому и литературе. Помогал, конечно, то, то он у меня очень начитанный. база хорошая - с младенчества внутривенно литературу:-) Короче,любовь появилась в 9 классе. Вдруг. А сейчас просто обожает этот предмет. Причем, чувство языка, которое есть у мужа, и моё чувство вкупе со знаниями правил, все проявилось у него в одночасье, и очень ярко. Так что жди, Гена!

Светлана Безумова комментирует...

У меня дочь классе во втором написала записку: "Мама я пощла в могазин скора прийду". Мы этот образец до сих пор храним. К пятому классу все выправилось. Сейчас девочка довольно грамотная. Возможно, врожденной грамотности вовсе не существуют - нужны знания, практика, терпение... Удачи вашему мальчику! У него обязательно случиться орфографическое пробуждение!-)

Gennady комментирует...

Елена, я Вам очень признателен за такой вдохновляющий комментарий! Так добрый учитель заступается за любимого ученика - просто повернув ошибки другим боком, находя для них логичные оправдания. :))
Но последние слова меня по-настоящему тронули! Спасибо Вам за них!

Gennady комментирует...

Ира, к сожалению, вероятность не повторить историю твоего сына довольно велика! Мой ведь еще и читает мало!
Что мы делали не так, я не знаю. Оба родителя чтение обожают с детства. Почему с генами не передалось?! Надежда еще теплится, что его "прорвет", но она тает и тает.
Мы боремся с орфографическим беспределом домашними диктантами, особенно нажимаем на них летом. Но таким методом многого не добьешься. Ну, хотя бы чего-то. :)

Gennady комментирует...

Светлана, спасибо за пожелание! Пятый, да уже и шестой класс у нас уже позади. Пробуждения пока не состоялось. Как я уже сказал Ирине, надежда еще нас не покинула.
Мы, кстати, тоже храним некоторые особо смешные образцы письменного творчества. :)

Elena Rubric комментирует...

Хотелось бы, конечно, чтобы наши дети были образцово-показательны по всем предметам, но так бывает редко. Делайте, что можете и будь, что будет! :)

Елена Воронина комментирует...

«Раздлинитель» — это просто замечательный пример детского словотворчества. Здесь всё правильно логически : некая вещь, позволяющая сделать более ДЛИНным путь «направленного движения заряженных частиц», а потом РАЗветвить его. Плюс вполне рабочий суффикс -тель- для приборов, совершающих действия (увлажнитель, измельчитель, выключатель).

Геннадий, по-моему, сыном пора начинать гордиться: чутьё языка есть

Gennady комментирует...

Elena Rubric, ага, мне близка точка зрения, согласно которой надо принимать мир таким, какой он есть. Нет ничего идеального в жизни. Поэтому усилия, конечно, будем прикладывать, но унывать, если что-то не получится, не будем.

Gennady комментирует...

Елена Воронина, я бы согласился с Вашими словами на 100%, если бы ему было лет поменьше. Мне это творчество, вообще-то, по душе. Но он уже довольно большой мальчик, я его поправляю, а он настаивает. :)

Отправить комментарий