Если бы мне кто-то 30 лет назад сказал, что сегодня дети пионерского возраста не будут, в большинстве своем, знать, кто такие пионеры, и что я, достигнув зрелого возраста, буду с теплой улыбкой вспоминать атрибуты этого идеологического молодежного движения, копаться в своей памяти, извлекая оттуда имена пионеров-героев, что меня не будет плющить от песни "Взвейтесь кострами..." и что мне будет хотеться показать своим детям, как повязывается на шее пионерский галстук - я бы рассмеялся такому человеку в лицо. Тогда я думал, что пионерия - нечто незыблемое, вечное. И относился к ней как к неизбежному фону школьной жизни - с легкой иронией, с неоформленным протестом против заорганизованности, против пафоса и красивых слов.
Мы жили в уникальное время. Мы не были ни противниками пионерии, ни ее сторонниками. Мы понимали фальшь, сквозящую из всех щелей, но в то же время ценили понятия, к которым апеллировали наши старшие товарищи - патриотизм, честь, правдивость, совесть. Нам досаждал пионерский галстук - и при этом мы готовы были разорвать того, кто глумился над ним. Мы смеялись над пионерскими активистами, как шпана смеется над фраерами, но сами гордо стояли, сменяя друг друга, на посту у памятника неизвестному солдату.
Мне вспомнилось, как однажды мы собрались в пионерской комнате и терпеливо ждали, когда нас вызовут на комитет комсомола - пришло время нам вступать в ряды ВЛКСМ. Нас набралось человек 15. Шло время, а нас все не приглашали. И тут мне страсть как захотелось поиграть на пионерском горне. Играть я не умел, но попробовать хотелось ужасно. Никто и не думал меня останавливать. Я успел дунуть в горн несколько раз, выдавая громкие, но не очень музыкальные звуки, прежде чем в комнату ворвалась завуч и, сверкая глазами, предупредила, что еще один звук - и нам не видать комсомола как своих ушей.
Но стоило ей уйти, как у меня засвербило опять, и я, презрев условности, снова взялся за духовой инструмент.
Завуч примчалась через мгновение.
- Кто дудел?!!
Тишина. Все молчат.
- Я спрашиваю: кто дудел?!! Если через минуту мне не скажут, кто это был, можете забыть о комсомоле!
Я, надо признаться, струсил. Знаете, иногда бывает такое: вроде бы, тебе не очень страшно, но в то же время ты как будто парализован и завороженно ждешь, что же будет дальше. А дальше она-таки отправила нас по домам. И мы, похихикивая и не до конца веря в происходящее, побрели домой.
Ну, да, струсил. Можно сказать, людей подвел. Но это не главное. Главное, что никто - понимаете, НИКТО - меня в этом не упрекнул. И не сдал, ни в момент выяснения, ни позже.
Вот такая пионерия.
Год, два, три назад:
- Кто придумал ноты
- Ужас! Ужас!
- Что показать детям
11 коммент.:
А в комсомол-то как, в комсомол все-таки взяли?
Думаю, что всем хотелось подудеть, вот тебя никто и не сдал - все ощущали себя причастными! :)
Признаться, мне самой деже сейчась хотелось бы дунуть! :) Никогда не понимала, почему горнисты извлекают такие благозвучные звуки, а у меня никогда ничего не получалось!
А как же, взяли, конечно, куда ж они денутся. Во-первых, не такой уж страшный проступок мы совершили (точнее, я, другие-то вообще ни в чем не виноваты, кроме как в "чувстве ложного товарищества"). Во-вторых, чего им показатели портить? Кто бы их за это похвалил?
Лена, вот и мне хотелось!
То, что так и не удалось реализовать мне - дудеть красиво! - теперь воплощает в жизнь сын. :)
Мечта любого родителя - воплотить в детях то, чего не удалось достичь самим! Тебе повезло!
Ой, Геннадий, такую волну ностальгии вызвал этот пост.
Да, мы жили в уникальное время и в уникальной стране.
Чем дальше в небытие уходит это замечательное время, тем больше хочется его ценить...
Удачи вам и вашим деткам! Пусть они почаще вас радуют и воплощают то, что вам не удалось успеть!
Ирина, как раз сегодня на глаза попался текст о том, как на несколько лет продлить себе жизнь, так там под вторым номером было:
"Анализируйте самые приятные свои воспоминания.
Хорошего в жизни все равно больше, чем докучливого. Особенно помогают воспоминания из детства, когда у вас практически не было проблем, а дурное быстро забывалось: так устроен детский мозг. Кстати, ученые относят детские воспоминания к наиболее устойчивым, идущим через всю жизнь, вот и пользуйтесь этим.
Заодно, анализируя приятное, вы поймете механизм его возникновения и будете ловить в жизни «флюиды счастья» и с удовольствием развивать их внутри себя."
Спасибо за пожелания! Всё взаимно! :)
Ох, столько всколыхнулось в памяти! И как была председателем отряда в своем классе, и как ужасно не хотела этого, ведь по своей натуре я не лидер, а вот исполнительная была, ходила потом на заседания совета дружины. Господи, слова-то откуда-то вдруг вспоминаться стали "совет дружины", "председатель пионерского отряда"... Надо бы сесть и повспоминать. Я как завороженная сейчас стала. Так странно всё было. Кажется, были звенья в классе. Или это у октябрят?
Гена, спасибо, что вспоминать стала!
Лена, звенья у пионеров! У октябрят звездочки были, нет?
Звёздочки октябрята носили, а вот делились ли они в классе как-нибудь? не помню, наверное, никак. Ведь слазила в интернет посмотреть, точно - пионерские отряды делились на звенья, были звеньевые. Были соревнования между звеньями. Помню, альбомы какие-то делала. Понаклею картинок из журналов, вот и альбом, вот и мероприятие.
Вот! Были звёздочки - октябрятские звенья! Подзабыла...
Лена, ага! Я даже помню, что наша звездочка называлась "имени политрука Клочкова"! :)
Отправить комментарий